Цифровая трансформация бизнеса

Цифровую трансформацию бизнеса можно рассматривать как фундаментальное переосмысление клиентского опыта, текущих бизнес-моделей и операций. Этот процесс сопровождается поиском новых возможностей для создания ценностей, увеличения доходов, достижения конкурентного преимущества и повышения эффективности работы компаний в целом. Для достижения этих целей компании должна в том или ином виде использовать инновационные технологии такие как, искусственный интеллект, Интернет вещей (IoT) и пр. Кроме того, в основе программы цифровизации, реализуемой руководством любой компании, должны лежать инновационные бизнес-модели. Однако, использование инновационных технологий при цифровизации бизнеса еще не означает, что мы должны рассматривать этот процесс как инновационный. Цифровизация выходит за рамки одних лишь технологий и отражает направление мышления, охватывающее непрерывные инновации, принятие решений на равных условиях и интеграцию технологий во все аспекты реального бизнеса. Цифровизация позволяет получить существенный рывок в бизнесе и новые конкурентные преимущества.

Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0), на которой строится цифровизация, выражается в серии волн изменений, в результате которых формируются новые хозяйственные феномены:

  • цифровой потребитель, который пользуется более персонализированным опытом благодаря новейшим социальным, мобильным, аналитическим и облачным технологиям – SMAC – Social, Mobile, Analytics and Cloud;
  • цифровое предприятие, которое также использует технологии SMAC для повышения производительности;
  • новая волна цифровых операций, где компании перестраивают бизнес с использованием искусственного интеллекта, робототехники, когнитивных вычислений и промышленного Интернета вещей. Ключевое место в новой волне инноваций отводится цифровым платформам и новой парадигме совместного потребления, в основе которого лежит необходимость более глубокого взаимодействия с потребителем, когда товар уже выполняет роль услуги.

Всем ли компаниям необходима трансформация? Рано или поздно любой бизнес придет к осознанию необходимости изменений, чтобы успешно работать в цифровую эпоху. В одних отраслях (розничная торговля, банковский сектор, сфера высоких технологий) уже сейчас ощущается сильная потребность в трансформации бизнес-моделей, тогда как в других только начинается постепенное обновление рабочих процессов.

В странах с развитой промышленностью (США, ФРГ, Япония, Южная Корея) акцент делается на развитии промышленного Интернета вещей, суть которого проявляется в повсеместном применении широкого ассортимента датчиков и цифрового оборудования. Одновременно с этим распространение получили методы дополненной реальности и массивная бизнес аналитика. Облачные технологии дают возможность хранить значительные объемы данных и в сжатые сроки обрабатывать виртуальную информацию. Наметилась тенденция на роботизацию производства, совершенствование систем информационной безопасности и освоение в промышленном секторе аддитивных технологий.

Но цифровизация несет в себе и большие риски. Главная опасность – это активизация киберпреступников, которые своими действиями могут разрушить всю систему автоматизации экономики. Негативные аспекты могут проявиться и в угрозе массовой безработицы – высокая степень автоматизации производства и роботизированная техника сокращают занятость и долю труда в национальном доходе.

Россия по уровню развития цифровой экономики и цифровых технологий значительно отстает от лидеров этого сегмента, цифровизация находится на начальной стадии. В нашей стране развитие цифровых технологий сдерживается не только нехваткой свободных средств, но и слабостью инновационного сектора. Тормозит процесс трансформации достаточно высокий уровень бедности населения, консервативное мышление граждан, проблемы кадрового дефицита. Для устранения этих барьеров необходимо внести ряд изменений в правовую базу, изменить подход к образованию и развитию науки.